Форум » » Возможности крейсерской войны с Японией (часть 1) » Ответить

Возможности крейсерской войны с Японией (часть 1)

COM 6: Отрывоки из статьи в журнале «Флотомастер» N5/2003 Российский императорский флот на Дальнем Востоке мог бы располагать следующими силами ( учитываются только крупные корабли) : эскадренные броненосцы ’’Петропавловск’’, ’’Полтава’’, ’’Севастополь’’, ’’Пересвет’’, ’’Ослябя’’, ’’Победа’’, ’’Цесаревич’’, ’’Ретвизан’’; броненосные крейсера:’’Рюрик’’, ’’Россия’’, ’’Громобой’’, ’’Баян’’, бронепалубные крейсера: ’’Диана’’, ’’Паллада’’, ’’Аврора’’, ’’Варяг’’, ’’Аскольд’’, ’’Богатырь’’, малые крейсера-разведчики: ’’Новик’’, ’’Боярин’’. На протяжении 3-х десятилетий борьба на коммуникациях являлась ’’альфой и омегой’’ русского военно-морского командования. Подразумевалась война с Великобританией, которая как островное государство, сильно зависящее от морской торговли, являлась чрезвычайно уязвимой для крейсерской войны. В соответствии с этой доктриной и велось строительство флота. Воевать с Англией, к счастью, не пришлось. И тут, кажется, сама судьба подарила России великолепный шанс: новый противник также являлся островным государством, от морской торговли зависел еще в большей степени, чем Англия ( ввиду ограниченности природных ресурсов, более низкого уровня развития промышленности; при этом до 90 процентов экспорта и импорта Японии проходили всего через 3 порта: Иокогаму, Осаку, Кобе) , а флотом располагал несравненно более слабым. Не считая броненосных крейсеров, которые принадлежали к главным силам и потому вряд ли могли использоваться для защиты коммуникаций , Японский Императорский флот располагал 14-ю более или менее современными крейсерами., некоторым количеством старых кораблей, которые можно условно классифицировать как мореходные канонерские лодки, совершенно бесполезные в крейсерской войне, отрядом береговой обороны во главе с пресловутым ’’Чин-Иен’’, а также большим количеством вспомогательных крейсеров, которые никак не могли конкурировать с российскими представителями того же класса ни по размерам, ни по скорости, ни тем более, по вооружению. Таким образом, наличный корабельный состав в лучшем случае позволял японцам более или менее надежно прикрыть маршруты войсковых перевозок в Корею, на долю же океанских торговых путей, тех самых без которых Япония не могла существовать, выделить сколько-нибудь значительные силы было уже невозможно. Даже если бы японцам удалось предвосхитить общепринятую впоследствии практику и ввести систему конвоев, то и это мало что дало бы: слишком мало было у них крейсеров для эскортирования огромного количества судов. Таким образом жизненно важные для Японии океанские коммуникации оказывались фактически незащищенными, Отсюда со всей очевидностью следует, что в надвигающейся войне для России главными силами становились силы крейсерские, броненосцам же отводилась фактически второстепенная роль: оборона Ляодунского полуострова и крепости Порт-Артур, по возможности - воспрепятствование японским десантным операциям на Западном побережье Кореи, а главное -прочное сковывание японских броненосцев. Для этого Порт-артурский отряд должен был включать[1]: 5 броненосцев(’’Цесаревич’’, ’’Ретвизан’’, 3 типа ’’Полтава’’); 5 крейсеров (3 типа ’’Диана’’ ,’’Новик’’, ’’Боярин’’);15 боевых единиц второй линии; 7 канонерских лодок, 3 клипера, 2 минных крейсера, 2 минзага, ’’Алмаз’’, 25 истребителей. Этим силам противостояли превосходящие ( но не фатально!) силы противника: 6 броненосцев, до 10 легких крейсеров, отряд ’’Чин-Иен’’, около 10 канлодок и значительное число истребителей и миноносцев. Реально силы противника были бы меньшими: крейсера были остро необходимы для защиты коммуникаций, а главное- русский флот находился пусть в далеко не идеальной, но все же базе, тогда как японцы имели в своем распоряжении лишь передовую базу на островах Эллиот и для серьезного ремонта им приходилось отсылать корабли в глубокий тыл[2]. Поэтому ,как нам представляется , силы русских при активном образе действий, грамотном применении и отсутствии тотального невезения были вполне способны справиться со своими задачами, а тем более- продержаться до подхода подкреплений. Главную же роль в войне предстояло сыграть руководимой вице-адмиралом С.О.Макаровым ’’Эскадре крейсеров Владивостока’’ в следующем составе: 1-й отряд: 3 броненосца типа ’’Пересвет ’’; 2-й отряд; 3 больших броненосных крейсера 3-й отряд: ’’Баян’’, ’’Варяг’’, ’’Аскольд’’, ’’Богатырь’’; 4-й отряд : вспомогательные крейсера: ’’Ангара’’, ’’Лена’’, ’’Рион’’, ’’Днепр’’[3]; 5-й отряд: 10 малых миноносцев.1-й,2-й,3-й отряды в сумме составляли весьма значительную силу[4]: в бортовом залпе 12-10’’;8-8’’;62-6’’;3-120мм.орудия. Все 8 броненосных крейсеров которыми мог располагать адмирал Камимура, имели в бортовом залпе: 1-10’’; 30-8’’; 54-6’’ орудия. Можно утверждать, что в целом превосходства у японцев не было. К тому же русские броненосные корабли были значительно крупнее японских и , как результат, обладали высокой боевой устойчивостью. Кроме того, все русские крейсера предназначались для действий в океане и были гораздо более мореходны, чем низкобортные японские броненосные крейсера, так что в свежую погоду русская эскадра из 10-ти вымпелов должна была получить определенное преимущество. Поэтому японцам пришлось бы придать Камимуре, как минимум отряд адмирала Дева из 4-х лучших легких крейсеров: ’’Кассаги’’, ’’Читосе’’, ’’Такасаго’’, ’’Иосино’’ (в бортовом залпе 6-8’’, 3-6’’, 19-120мм орудий).В результате японцы получали некоторый перевес в силах, но лишь в спокойном море. С учетом того, что под Порт-Артуром против 5 русских крейсеров японцам было необходимо иметь не менее 6 своих, включая 3 наиболее быстроходных, то для охраны судоходства у них оставалось максимум 4 крейсера! Мало того, это были бы худшие представители крейсерских сил Японии. Русские вспомогательные крейсера с ходом 19-20 узлов были для них недосягаемы. И в этом соль! Японские коммуникации можно было прервать силами одних лишь вспомогательных крейсеров ( первоначально 4-х, позже 8-ми) не привлекая для этого боевых кораблей. Таким образом удалось бы избежать ослабления главных сил и максимально снизить численное превосходство противника[5]. Теперь крейсера, действуя соединенно, были достаточно сильны для того, чтобы вступить в решительный бой с эскадрой адмирала Камимуры и если даже не победить, то по крайней мере, не проиграть. А главное, они сковали бы противника, лишили его возможности использовать перевес в силах, не допустили переброски дополнительных кораблей к Порт-Артуру и в океан и позволяли выиграть время. Возможная потеря нескольких кораблей была бы с лихвой компенсирована с прибытием 2-й эскадры: 5 броненосцев типа ’’Бородино’’ (ускоренная достройка ’’Славы’ ’не являлась неразрешимой проблемой), крейсера :’’ Олег’’, ’’Светлана’’, ’’Жемчуг’’, ’’Изумруд’’, 11 истребителей (включая ’’Видный’’, ’’Гремящий’’, которые тоже вполне можно было успеть достроить), вспомогательные крейсера ’’Урал’’, ’’Кубань’’, ’’Терек’’, ’’Дон’’[6]. Такая эскадра, численно гораздо меньшая, чем это было в действительности, но состоящая только из новых кораблей с однородными ТТЭ, в любом случае избежала бы ужасающего своей беспомощностью положения, в котором оказалась реальная эскадра Рожественского. Прорыв компактного, мощного и довольно быстроходного соединения в Порт-Артур ( или во Владивосток, смотря по обстановке) был вполне реальным. Тогда как задача Того быстро разгромить противника , ’’овладеть морем’’, и встретить русские подкрепления ’’ в сияющей броне’’ максимально усложнялась, если вообще не превращалась в’’ квадратуру круга’’. К сказанному остается добавить не много . Безусловным фактом является плачевное состояние Владивостокского порта к началу войны. Однако ,если бы очередное ’’Особое совещание’’ решило переместить ’’центр тяжести’’ во Владивосток, то это повлекло бы соответствующее перераспределение ресурсов и трудности базирования удалось бы несколько умерить. Поскольку оттягивание начала войны объективно соответствовало интересам России , нам представляется целесообразным в ’’угрожаемый период’’ поочередно высылать в Японское море (например на неделю) 1-й, 2-й и 3-й Владивостокские отряды[7] с целью ’’внести смятение в умы’’ японского командования[8]. Под прикрытием такого отряда пара вспомогательных крейсеров выходила бы Сангарским или Лаперузовым проливом в Тихий океан на 1-2 месяца, после чего ее сменяла бы другая пара. Наконец, в Шанхае , Циндао и других китайских портах под видом стационеров могли находиться 3 порт-артурских клипера,, которые с началом войны стали бы , так сказать, рейдерами ближнего действия[9]. Главный же и сокрушительный удар Японии наносили бы вспомогательные крейсера. Им надлежало перерезать основные торговые пути Японии в Тихом океане, причем задача облегчалась не только большой дальностью плавания этих огромных пароходов, но и их высокой скоростью. ’’Ловить’’ же эти рейдеры, как мы увидели, японцам было практически нечем. И если в обеих мировых войнах германские вспомогательные крейсера причинили огромный ущерб судоходству союзников, то и мы, учитывая благоприятные условия, вправе рассчитывать на адекватный результат.. Даже если нам не удалось бы лишить Японию подвоза извне, то в любом случае она встала бы перед огромными экономическими проблемами. И все это на фоне тупиковой ситуации в Желтом и Японских морях! Таким образом, как это ни парадоксально, но положение Японии оказывается весьма не- завидным. И к этому мы пришли не прибегая к услугам черной и белой магии, инопланетян и прочей метафизике, а только лишь путем разумного перераспределения имеющихся сил. Тем более печальным представляется реальный исход войны, ставшей для России войной нереализованных возможностей.

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Всеслав: Костромитинов пишет: цитатаОсновной грузопоток (67%) шел через прибрежные Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, вблизи Японии он разделялся на две части - одна часть шла в Симоносекский пролив, а другая отклонялась к востоку, огибала с юга о-в Кюсю и входила во Внутреннее море. Тихоокеанскими же путями называются маршруты, идущие из портов Северной и Южной Америки. Полностью согласен. Поэтому исходя из стратегии COM 6, особо напрягаться японцам (Камимуре) по защите восточных (восток Японии) коммуникаций (для безопасности рейсов из Северной и Южной Америки) не стоило. Для COM 6: Рассмотрев нашу будущую тактическую игру я пришёл к выводу, что управлять нам придёться всё-таки всеми своими кораблями, Вы (Порт-Артуром и Владивостоком), я (Всем Японским флотом), так как одна часть флота неразрывно связана с другой (по выполнении своих задач, другая часть флота присоединяется к основной, а также в случае необходимости помогает другим отрядам). Я думаю Вы согласитесь с этим добавлением. Вы можете попытаться провести отряд Вирениуса. Но теперь давайте сделаем так, что-бы всё было как можно реальней (обладание информацией по противнику). Вы можете рассортировать Ваши корабли как Вам заблагорассудиться (в том числе и стационары), я также распределю свои корабли где захочу, но не забудьте, что я знаю дислокацию каждого русского корабля, Вы-же только приблизительно дислокацию основных сил Японского флота (т.е. база в Сасебо). Вы не в состоянии объявить войну (я-же имею на это полное право). День отсчёта возьмём 24 января (день разрыва дип. отношений), с этого момента я имею права действовать как я посчитаю нужным, Вы-же (не забудьте войны ещё нет) должны действовать в соответствии с требованиями Государя: (ничем не провоцировать японцев - кстати это также нужно уметь выполнить). После начала военных действий Вы вольны поступать на своё усмотрение. Итак осталось найти карту и уговорить Рыбу - судить наш «поединок».

Рыба: Добрый день господа. Возражений нет, более подробно отвечу вечером. Для более оперативного общения разошлю по почте мой рабочей мейл. РS Я не понял, а какая карта нужна, уточните. С уважением Александр Рыбаков

Всеслав: Для Рыба: Большое спасибо за Ваше согласие. Зная Вашу дотошность в подходе к историческим и техническим аспектам рассматриваемой темы, я уверен, что Вы учтёте даже незначительную мелочь. Карта нужна примерного такого региона (только покачественней, помасштабней и поточнее - можно даже современную). Вы можете предложить вариант «Fighting Stell» (т.е. от идущего корабля расходится круг его видимости и если край этого круга задевает собой вражеский корабль, то противник видит другого противника, но здесь нужно учитывать габариты цели, дымность хода и т.д.).

COM 6: Для Всеслава и Рыбы. Есть-ли у вас ,или вы можете достать«Морской Атлас» издание Морского Генерального штаба 1950 года. В нем есть все необходимые карты.Если есть то надо будет согласовать некоторые георафические названия. Технические характеристики кораблей берем по справочникам Сулиги «Русский флот»,«Японский флот».Еще хочу уточнить механику игры.Мы cообщаем на e-mail наши хода,он дает им оценку,как люди находящиеся на форуме смогут следить за игрой?

Всеслав: У меня к сожалению такого атласа нет. Согласен с техническими характеристиками Сулиги (только вооружение надо пересмотреть, не везде оно точное - в мелкой артиллерии, хотя она и не будет играть особой роли.) Люди находящиеся на форуме будут следить за игрой в теме «Тактическая Русско-Японская война», где Рыба будет сообщать (как-бы от прессы), что происходит на ТВД, но только исходя из реалий событий. Т.е. он будет описывать ход войны, как корреспондент какой-нибудь газеты и то только в том случае, если он решит, что до прессы могла дойти какая-либо информация. Более точный исторический, стратегический и технический отчёты - Рыба должен дать по окончании «войны» в виде какой-нибудь статьи или даже книги-брошюры. Пример отчёта прессы: 03.04.1904 г. Сегодня в Шанхае с пришедшего английского парохода «Elizabet» распостранился слух, что проходя около о. Тайвань (Формоза) им были замечены 4 военных корабля под Русским флагом, которые направлялись в сторону Южного побережья Японии. или: 12.05.1904 г. По приходе эскадры Камимуры в базу Сасебо, от одного из компетентных лиц дошло сведение, что кораблям Камимуры довелось 10.05.1904 г. в 13:40 встретиться с 5 Русскими крейсерами на широте о. Мацусима и что между ними произошёл бой. Японцы утверждают, что смогли сильно повредить два русских корабля (причём один из них вышел из боя с большим креном на левый борт). Японцы также понесли серьёзные потери и их двум кораблям по всей видимости придётся встать в док на ремонт. Потом по приходе Российской эскадры можно сообщить их видение боя. Но повторяю всё нужно делать реально - т.е. японцы не особо афишируют свои данные, а Русские трубят во все концы. В данных сообщениях Рыба должен вуалировать точные факты и лишь слегка обрисовывать происходившую обстановку. Все оперативные данные от разведчиков, приказы и т.д. ни в коем случае не должны быть вывешены на всеобщее обсуждение (только после окончания «войны»).

Рыба: Добрый день господа. Первое, это только стратегическая игра, т.е. планирование до первого боя, как оценить результат этого боя не проводя его моделирование я пока не знаю, но подумаю. Второе, дайте мне время до завтра, мне просто надо посмотреть кое что по экономики Японии, портам ввоз вывоз. Третье, информация будет в той форме которую предложил Всеслав, думаю что добавлю туману информация от 2-3 источников. Но правило универсальное поскольку военную цензуру не отменяли сначала на утверждение сторонам. Обязанность посредника следить более менее за реальностью событий( корабли не летают и пр.) именно по этой причине и не можем договориться о маделировании Ч. ну не могу я участвовать в не пойми чем кроме того посредник должен давать когда она не известна некую погоду природу ну и пр, там по региону у меня немного есть, особой фантастики не будет. Словом дайте подумаем день два, больше нет необходимости и можно выдать первичные вводные. Посмотрим как это работает и работает ли вообще.

Рыба: Добрый день. ›› Поэтому дело осталось только за картой По моему мнению сгодится вообще любая карта региона( если современная я могу привести ее на состояние начала века, те дать пояснение по портам населению того же Владивостока, или Кореи, если нужна дорожная сеть последний дам без проблем ну и пр. Особой точности не надо, все едино скорее говорим о районе а не о точке. Теперь далее, день начала войны как в реальности, объясню почему погоду и прочие условия неплохо известны, раньше позже гадать начнем. Расположение кораблей произвольные, но японская сторона знает о расположении Русских судов Русская предпологает но точно не знает(но только реальные места базирования, те если Русска сторона собирается базироваться в Вей-хай Вей это ее проблемы но вот только я этому воспротивлюсь). Теперь далее войну начинает Япония, русские суда находятся в компании, владивостокский рейд покрыт льдом, порт-артурская эскадра на усмотрение русской стороны, те в компании но на внешнем или на внутреннем рейде дело вкуса. Теперь далее, что сторонам известно о комуникациях и торговых путях, в целом пользуйтесь Егорьевым, всякими рыбными промыслами можете пренебречь, хотите можете и не пренебрегать но очень уж смешно выглядит ловля кр 1 ранга суденышка с 25 членами экипажа. Японской стороненеобходимо мешить о том где она будет высаживать войска, сразу скажу что высаживаться севернее Ч. нет возможности лед, прочее на усмотрение, только высодка должна быть в оборудованных местах или доказать возмоджность высадки( в Газане нет проблем, а вот в какой нето бухточке высодку попрошу аргументировать). Пока мысли такие. К вечеру может еще чего нето придет в голову. С уважением Александр

COM 6: Для Всеслава Полностью с Вами согласен.Думаю если во время игры появятся какие-либо вопросы относительно игры их можно будет обсудить на форуме и если будет необходимость применить. Для Рыбы Ваш e-mail:riba@delrus-msk.ru ? Для Всеслава и Рыбы Подготовку к крейсерской войне я начал до войны,с начала 1903 года.Во время подготовки были проведены,некоторые мероприятия.Эти мероприятия были секретные.О них я сообщу Рыбе,а он определит,что из этого могли узнать японцы и передаст Всеславу. В качестве карты если Вы не против я буду пользоваться «Морским Атласом».Расположение моих кораблей такое: Порт-Артур-«Петропавловск»,«Полтава»,«Севастополь» ,«Ретвизан»,«Цесаревич»,«Поллада»,«Диана»,«Новик», «Забияка»,2 типа«Джигит»,канонерки «Гремящий»,«Отважный»,«Гиляк»,«Бобр»,«Сивуч», 2минных транспорта.25 эскадренных миноносцев 2 минных крейсера. Владивосток-«Пересвет»,«Победа»,«Громобой»,«Россия »,«Рюрик»,«Баян»,«Богатырь»,«Аскольд»,«Варяг»,2 вспомогательных крейсера «Лена»,«Ангара»,10 номерных миносцев. Чемульпо-«Боярин»,«Кореец» Шанхай-«Манджур». В Джибути-«Ослябя»,«Аврора»,«Дмитрий Донской»,транспорты«Орел»,«Саратов».

Всеслав: Для Рыба: Простите я не понял - игра начинается в ночь с 26 на 27 января 1904 г. или я сам решу когда открыть военные действия? Со всем остальным полностью согласен. COM 6 пишет: цитатаПодготовку к крейсерской войне я начал до войны,с начала 1903 года.Во время подготовки были проведены,некоторые мероприятия.Эти мероприятия были секретные.О них я сообщу Рыбе,а он определит,что из этого могли узнать японцы и передаст Всеславу. Может не будет делать этого, ведь Вы понимаете, что и я могу провести кой-какие «секретные» приготовления к предстоящей войне. Может всё оставить как есть и только после начала войны взять всю инициативу в свои руки? По поводу карты: у меня, у Вас и у Рыбы должна быть одна и та-же карта - иначе возможны несоответствия и расхождения. Вы не сможете отксерить или отсканить Вашу карту? Состав Вашего флота и его базирование мне сообщит (по правилам) сам Рыба - ведь Вы вольны расставить свои корабли как Вы посчитаете нужным. В отряде Вирениуса были ещё корабли - не забудьте о них, в независимости ведёте Вы их с собой дальше или нет. Я думаю будет правильным не влезать в сухопутные сражения, а лишь только вовремя, в нужном месте и в достаточном количестве высаживать войска (боевые действия на суше должны оцениваться Рыбой), тогда война на суше должна идти в своём реальном русле. Рыба может исходя из реалий войны, допустим через пару месяцев объявить мне, что я обязан в течении двух недель отправить на подкрепление континентальным войскам 6 транспортов с вооружением, амуницией, боеприпасами, продовольствием и т.д. и 4 транспорта с войсками, что я и должен сделать - иначе мои войска в Маньчжурии начнут терпеть поражения. А если допустим я совершу какой-нибудь сверхординарный десант, который позволит Японии существенно потрепать Русских или более того выиграть решающее сражение, то Рыба опять-же должен оценить сей факт и вывести свои суждения о значительном изменении на сухопутном фронте (может быть мне вообще придётся высаживать войска ни где-нибудь в Корее, а уже во Владивостоке). Прошу извинить за излишнюю «браваду» - это так к примеру. Завтра я сообщу Рыбе данные о своём флоте и о прочих ньюансах касающихся Японских В.М.С. и Армии. Но опять-же нужна карта. По сухопутным событиям: даже было-бы неплохо, что-бы сухопутными войсками управляли другие два участника (знающие в этом толк) и там также был-бы свой посредник. Но так как мы решили заняться действиями на море, то с сухопутными действиями нужно обращаться «по автомату». Рыба рассмотрите этот вопрос пожалуйста, что-бы он не отвлекал нас от морских дел. Ведь цель игры не вся Русско-Японская война, а только действия на море.

Костромитинов: Прошу извинить. В моем сообщении от 31.05.04, во фрагменте по импорту Японии, последняя строчка была неверна. Пользовался второстепенным источником, привел данные по импорту только из США (уменьшение в 1904 г. почти в 2 раза, увеличение в 1905 г. в 2,5 раза), но представил их как общие по всем линиям, что искажает реальную динамику. Исправленный вариант, по таблицам из книги В. Е. Егорьева: «С началом войны многие пароходные линии были закрыты, либо сокращены, и восстанавливались постепенно, по мере изменения ситуации, так что в 1905 году импорт превысил довоенный уровень в 1,5 раза.» Средний уровень уменьшения импорта в первой половине 1904 г. установить не удается. Разные авторы дают слишком большой разброс: от 1,2 до 1,6 раза. Но порядок цифр понятен.

COM 6: Для Всеслава и Рыбы Я могу сделать ксерокопии карт.Вопрос как их передать? Считаю.что во время спора пропала сама идея статьи.Она была в том что основное давление на Японию будут оказывать вспомогательные крейсера,против которых Японии нечего было противопоставить.Я считаю,что кроме задачи уничтожение снабжения Японской армии в Корее,надо также учесть влияние на экономику страны сокращения морской торговли.Иначе говоря на сколько надо сократить морскую торговлю,чтобы Япония стала задыхаться от экономического голода.

Костромитинов: Чтобы сократить годовой импорт Японии хотя бы на 1%, нашим двум «крейсерам» придется пустить на дно не менее 30 судов (забирая на борт их команды), причем непременно в Китайских морях, либо на юге о-ва Кюсю (под заботливым присмотром Камимуры, надо полагать), потому что на тихоокеанских коммуникациях можно было бродить неделями (штормовать, нередко (19%)) и ни на одно судно не наткнуться. Это при том, что любой капитан, зная, что движется в опасном районе, заприметив ещё за горизонтом чадящие калоши, всегда имеет возможность уклониться от них, уповая на ротозейство сигнальщиков, или отстояться на месте, до темноты. COM 6 демонстративно игнорирует мои сообщения. Духу не хватает ответить по-человечески? Не вижу смысла продолжать такой «разговор». Всего доброго...

Рыба: Добрый вечер. Я прошу простить немнго заматался на работе и несмог оперативно ответить. ››Подготовку к крейсерской войне я начал до войны,с начала 1903 года.Во время подготовки были проведены,некоторые мероприятия.Эти мероприятия были секретные ›Увы нет, ЕИВ Николай 2 Александрович и граф Ламздорф не разрешили... Ну а если серьезно то конечно до войны Вы проводите некоторые мероприятия, но не секретные у Вас есть корабли Добровольческого флота они именно для этой цели и строились. Но вот другие мероприятия нет не сможете, единственное ЕИВ не запрет ВК Александру Михайловичу продолжение крейсерских операций, что имело место в реалиях. Хотя и готов рассмотреть какие мероприятия Русские могут провести до войны, но особенно не обольщайтесь, иначе картина войны перейдет совсем в научную фантастику у нас же условия остаются неизменными сраны те же население то же, правительстово то же... ››Простите я не понял - игра начинается в ночь с 26 на 27 января 1904 г. или я сам решу когда открыть военные действия? › Я не настаиваю на конкретной дате, просто природные условия в этот день я знаю, Японцы сами вольны выбрать время и место, это соответствует историческим реалиям, просто тогда в этот день условия природы будут соответствовать периоду 26 на 27 января 1904. ››Я думаю будет правильным не влезать в сухопутные сражения, а лишь только вовремя, в нужном месте и в достаточном количестве высаживать войска ›В принципе согласен, меня просто будет интересовать места высадки, от этого все ведение операции зависит. ››Она была в том что основное давление на Японию будут оказывать вспомогательные крейсера,против которых Японии нечего было противопоставить. ›Это интересное предположение, жаль только что для этого нужен флот равный по численности всем флотам мира... Но впрочем именно это и необходимо проверить. ››потому что на тихоокеанских коммуникациях можно было бродить неделями (штормовать, нередко (19%)) и ни на одно судно не наткнуться. ›Вот именно по этой причине, а потом встанет проблема с углем. Но повторяю именно это все и надо проверить. Теперь по карте, есть ли возможность ее отсканировать, если нет попробую отсканировать со своих вариантов(вроде скан починили). Или что гораздо проще покопоться по интернету, ну если у меня не получится отсканировать придется так и сделать. С уважением Александр

COM 6: Уважемый господин Костромитинов Вы не правы утверждая,что я игнорирую ваши сообщения.На первое я ответил 29мая 2004 11:56. На остальные я не смог сразу ответить.Очень прошу меня за это простить. Если Вы не против я попытаюсь ответить. В отношении морской торговли и снабжения армии Японии я с Вами спорить пока не берусь (изучаю имеемые материалы). В отношении крейсерской войны я с Вами не согласен.Наши вспомогательные крейсера были бывшие грузо-пассажирские лайнеры со скоростью хода 18-20 узлов.Они свободно могли догнать большенство грузовых судов,а при необходимости убежать от большенства японских крейсеров.Большим упущением русского правительства было в том,что оно очень поздно опубликовало «Декларация о военной контрабанде», где указывалось какой груз считать контрабандой и как будут поступать с судами перевозящими его.Опубликование этого документа делало правомомочными действия русских кораблей. Так как основной грузопоток шел с юга через Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря площадь на которой должны были действовать наши корабли достаточно небольшая и по этому поиск судов с контрабандой был-бы достаточно результативным. Хочу так-же добавит.План Генерального штаба русской армии был рассчитан на длительную войну.Предполагалось оставить Порт-Артур в осаде и отступать аж до Гирина,перебрасывая армию из европейской части страны.Поэтому не смотря на то,что японская армия имела некоторый запас на начало войны,ей бы его все равно не хватило-бы. Для РЫБЫ Не знаю начнется ли наше сражение,но я считаю,что мы со Всеславом можем произвести некоторую подготовку к предстоящему сражению еще до войны.Я хочу сообщть освоих действиях Вам,а Вы решите на сколько они правомочны, на сколько они секретны и как надо поступить с имеемой информацией. Если,Вы,согласны сообщите Ваш е-mail.

Рыба: Добрый день. ››что мы со Всеславом можем произвести некоторую подготовку к предстоящему сражению еще до войны ›Конечно, но только в рамках объективной реальности под названием Российская империя рубежа 19-20 веков. ››Если,Вы,согласны сообщите Ваш е-mail. e-mail:riba@delrus-msk.ru ›Сверху рабочий мейл, понему оперативней выходит. С уважением Александр

Костромитинов: COM 6 пишет: цитатая не смог сразу ответить.Очень прошу меня за это простить. Вспылил. Был не прав. COM 6 пишет: цитатаТак как основной грузопоток шел с юга через Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря площадь на которой должны были действовать наши корабли достаточно небольшая и по этому поиск судов с контрабандой был-бы достаточно результативным. Отрадно, конечно, что Тихий океан уже справедливо не рассматривается Вами как основная арена для борьбы на коммуникациях. Теперь все Ваши надежды - на успех в Китайских морях, где, казалось бы, и с «дичью» погуще и площадь поиска поменьше, но эти же причины, к сожалению, облегчают поиск и уничтожение самих «крейсеров». Долго и безнаказанно резвиться им там не позволят. В детали пока не станем вдаваться - они очевидны. Главная же неприятность остается прежней. Два импровизированных «крейсера» объективно не способны справиться с поставленной задачей подавления торговли. В предыдущих сообщениях я уже обрисовал характер и объем работы, которую необходимо проделать, чтобы заставить экономику Японии хотя бы чихнуть. Добавлю к этому, что импорт Японии представлял собой не статичную, а постоянно возрастающую величину, значит его временное сокращение на 1-2% на деле выразится лишь замедлением темпов роста внешней торговли, ничем больше. Ни перебои в работе некоторых предприятий, ни убытки, с которыми Япония справилась бы в процессе послевоенного оживления торговли, ничего принципиально не решат.

Рыба: Добрый день. ››Отрадно, конечно, что Тихий океан уже справедливо не рассматривается Вами как основная арена для борьбы на коммуникациях... и далее... › Совершенно согласен, все эти крейсерства приведут скорее к шуму в прессе, ну может дом Камимуры спалят, но экономике на все это начхать. В конечном итоге все это закончится так как и закончилось в реальности просто поймают... Действия крейсеров на коммуникациях никогда не приводили к решительному пеервесу в войне, другое дело что противник вынужден с ними бороться, отвленкая на это некие силы от основного театра, что в реальности и было, Владивостокский отряд( вспомогательный ТВД) оттянул от П-А( основной ТВД) крейсера Камимуры, этого вполне достаточно, не для выигрыша в войне конечно, но для борьбы на основном ТВД более чем. Другой вопрос что русские этим не воспользовались, но не о том разговор... С уважением Александр

COM 6: Для РЫБЫ И Костромитинова Уважаемые господа! Скажите,пожалуйста,где Вы берете информацию о японском морском транспорте во времена русско-японской войны .Единственный источник который я нашел это-Егорьев. Остальные источники всегда ссылаются на него. В отношении крейсерской войны хочу сказать следующее: 1)Через 1-1,5 месяцев на коммуникации в Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря выйдут 2 вспомогательных крейсера («Лена»,«Ангара»),еще 1,5-2 месяца туда подойдут еще 2 («Смоленск»,«Петербург»),а еще через 2 месяца туда могли-бы придти еще 4 корабля(«Урал»,«Дон»,«Кубань» и «Терек») Так,что через 5-6 месяцев в этих морях находилось-бы 8 вспомогательных крейсеров. 2)В крейсерской войне появление наших кораблей на коммуникациях противника приводило бы не только к прямому уничтожению судов противника,но и,что более важно к резкому уменьшению всего грузопотока в Японию.Недельный рейд русских броненосных крейсеров к восточному побережью Японии привел к «панике охватившей наживавшихся на войне торговые круги Японии,США,Англии.Судоходные компании сократили или вовсе прекратили рейсы судов в Японию,лондонские страховые общества перестали страховать суда от военного риска.Особенно велики оказались убытки от резкого сокращения (на 80 процентов) ввоза хлопка в Японию из США «Р.М.Мельников «Рюрик» был первым».И это в Тихом океане на не основной транспортной магистрали. 3)Для перехвата наших вспомогательных крейсеров эскадру Камимуры,или по крайней мере «собачки».Корабли эскадры Катаоки уступала нашим вспомогательным крейсерам по скорости,дальности плавания и мореходности(два последних пункта касались и остальные японские корабли).Для того чтобы встретится с нашими кораблями японские корабли должны были найти и приблизится к ним на дистанцию 15-20 миль и это в хорошую погоду. Радио в то время на грузовых судах практически не было.Дальность его действия 100 миль.Все работали на одной волне.Радиостанции наших крейсеров свободно забивала их сигнал. 4)Если-же действительно случится,что броненосные крейсера Камимуры уйдут на поиски вспомогательных крейсеров,то тогда снабжение Армии в Корее останется без защиты. С уважением СОМ 6

Рыба: Добрый день. ››Скажите,пожалуйста,где Вы берете информацию о японском морском транспорте во времена русско-японской войны ›Кроме Егорьева, Япония и ее обитатели 1905 год, частично у Свечина, частично в военно статистическом справочнике ГШ за 1903 год, по эконмике вообще и транспртиных перевозках у Асакава см. в материалах на этом сайте. Ну может еще что то у меня есть но в основном эти источники, у Егорьева просто материал более структурирован, я считаю что( конкретно начало книги) это вообще одно из наиболее полных статистико-географических исследований применительно к конкретному региону в конкретное время. Теперь по пункту 3 (остальные сейчас не очень хочу обосновывать). Дело в том что Мельников прямо таки ужасы рисует, все это просто видимость. Ну прикинте сколько судов потопили Владивостокские крейсера, и к чему это привело, праельно на первом этапе к некоторой панике, она очень быстро кончится, повысятся(не критично) цены на перевозки, повысятся стаховые взносы и пожалуй все, грузооброт практически не сократится( вернее сократится но экономика страны этого просто не заметит). Неделя ничего не значит, почему, Япония планирует войну(пусть с точки зрения Японии она и будет скоротечной, японская сторона знает что Кр будут действовать на комуникациях, и перед войной она завезет некий стратегический запас продукции «первой» или «второй» необходимости. Вспомните сторию с мортирами, они закуплены до войны. Теперь далее наибольшая сложность для Кр это базирование и снабжения, дело в том что по закону Вы просто не сможте делать две вещи «топить их всех» в море Ваши крейсера встречают нейтрала и просто автоматически вынуждены его отпустить...он придя в ближайший порт сообщит Ваше местонахождение, район плаванья весьма ограничен. Ваши крейсера не смогут придя в порт, допустим в Ганконг, загрузится углем, Вам его предоставят но ровно столько сколько необходимо для безопасного плаванья, до куда, а до ближайшего порта( где Вас могут вполне ждать), но не для крейсерства. Перегрузка угля с захваченного судна не всегда эфективна(а вернее почти всегда неэфективна для целий крейсерства на комуникациях). Ну и пр и пр. Противник вынужден будет отвлекаться на ваши крейскрские операции прикрывая основные, и именно, их комуникации(это и есть оснавная стратегическая задача), при действии нескольких групп крейсеров в разных регионах он будет«сильно» отвлекаться. Но при ограниченности сил(а их и у Вас и у Японцев ограниченно) рано или поздно он плюнет на второстепенные направления. Логика примерна такая, судьба войны решается в Маньчжурии, для действия армии нужно осуществлять ее снабжение, для бесперебойного снабжения необходимо прикрыть основные пути снабжения армии, что мы в основном и будем делать. Кр. операции на второстепенных направлениях могут быть болезненны в данный момент, но некритичны для итога войны, пути борьбы... исключение из района плаванья транспортных судов р-нов действия крейсеров противника, запрет на выход в море из определенных мест и пр и пр. Связь в начале 20 века вполне налажена и автономность кораблей невысока... Круг замыкается, на основных комуникациях будут ловить и поймают на второстепенных могут не ловить но действия на них скорее моральное чем материальное. Другое дело, что воспользоваться этим козырем было можно и должно но этой темы мы сейчас не касаемя. С уважением Александр

Костромитинов: 1) Да это все понятно, идея с восемью «крейсерами» известна. Этот план в начале войны был разработан и задействован под руководством Великого князя Александра Михайловича, но в апреле 1904 г. был остановлен З. П. Рожественским (см. В. Я. Крестьянинов. Крейсера Российского Императорского флота. 1856-1917 гг. Ч.2. СПб.: Галея Принт, 2000, с.44-45). В числе многих других мелочей Вы совершенно не учитываете, например, даже техническое состояние судов, на которые возлагаете такую масштабную работу, как подавление торговли целого государства. То, что Вы торжественно называете вспомогательными крейсерами, еще до покупки их Россией было уже редкостным хламом. Часть из них, 10 и более лет гонявшаяся хозяевами в хвост и в гриву, уже стояла на приколе, другая дышала на ладан, имея почти полностью выработанный ресурс механизмов («Лена» ползала по Тихому океану только с половиной действующих котлов). А ничего другого у нас не было и быть не могло. (См. В. В. Яровой. Краткий очерк истории Добровольного флота. Гангут. Вып.3. СПб.: 1992, с.71-85; А. А. Анка, Н. В. Митюков. Три жизни крейсера «Терек». Гангут. Вып. 24. СПб.: 2000, с.20-27; А. А. Анка, Н. В. Митюков, В. В. Яровой. «Реки» «Норддейче Ллойд» - к истории крейсера «Урал». Гангут. Вып.29. СПб.: 2001, с.15-28). Другая немаловажная «мелочь»: к началу 1904 года Англия имела в Китайских водах находящимися в непрерывном плавании 25 вымпелов (5 ЭБР, 2 БРКР, 7 КРЛ, 4 КЛ, 7 ЭМ); США - 20 вымпелов (3 ЭБР, 2 БРБО, 12 КРЛ, 3 КЛ); Германия - 14 вымпелов (1 БРКР, 7 КРЛ, 4 КЛ, 2 ЭМ); Франция - 7 вымпелов (1 ЭБР, 2 БРКР, 3 КРЛ, 1 ЭМ); и кучка более мелких представителей. (Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 год. В.К.А.М. СПб.: 1904. 996 с. Кстати, здесь имеется информация и по коммерческим флотам и портам.) 2)Сокращение судоходства в начале войны было вызвано простым ожиданием дальнейших событий, чтобы прояснить обстановку и скорректировать расписания, маршруты. Все быстро восстановилось. Демарш американцев и англичан в июне-июле 1904 г. длился около месяца, на поставки в целом он практически не повлиял. «Паника в торговых кругах», в переводе на человеческий язык, означала оживление конкурентной борьбы. Никому, конечно, не хотелось терпеть убытки, но и терять выгодные контракты тоже никому не хотелось. Рынок морских грузоперевозок вообще обладает низкой инерционностью, всегда оперативно реагирует на изменение ситуации. Когда крупные судоходные компании почему-либо вынуждены были сокращать количество рейсов на своих линиях и повышать ставки тарифов (как в случае, указанном Р. М. Мельниковым), этим немедленно пользовались линии-аутсайдеры, которые тут же устанавливали ставки, более привлекательные для грузоотправителей. Оживлялось, естественно, и трамповое судоходство, т.е. нерегулярное, осуществляемое судами (трампами), выполняющими разовые чартерные перевозки, на свой страх и риск. Все это и не позволяло крупным компаниям долго выкобениваться, а экономике Японии долго страдать по этому поводу. Рыба прав - не нужно переоценивать, вслед за Р. М. Мельниковым и В. Е. Егорьевым, эффективность Владивостокского отряда по этой части. Своими оптимистичными оценками они, видно, хотели несколько стушевать общий безрадостный фон действий нашего флота.



полная версия страницы